14.04.2016
Самые человечные в онлайне

Markswebb Rank & Report опубликовало новый ежегодный рейтинг, посвященный эффективности российских интернет-банков для частных лиц. В него вошли 36 участников, чьи сервисы были оценены по функциональным возможностям и удобству использования.
Специалисты Markswebb оформили дебетовые карты и оценили интернет-банки по более чем 300 критериям. Для дополнительной оценки были проведены тесты с привлечением более 60 действующих клиентов российских банков.
По словам генерального директора аналитического агентства Markswebb Rank & Report Алексея Скобелева, в этом году в рейтинг попали восемь банков из первой десятки прошлого года. Пробизнесбанк и Связной банк были исключены, так как у них отозвали лицензии. "21 банк был включен в рейтинг по количеству пользователей, - говорит Скобелев. - Еще семь банков подали заявки на участие в рейтинге самостоятельно".
Результаты рейтинга
По итогам года лучшим интернет-банком стал Промсвязьбанк. Он обогнал лидера последних двух лет - Тинькофф Банк. Третье место второй год подряд досталось Альфа-банку. Худшими стали дистанционные банки Кредит Европа Банка, Газпромбанка и банка "Ренессанс Кредит".
"Мы осуществили ряд важных улучшений для клиентов: в частности, добавили востребованные функции, а наиболее частые операции сделали доступными в один клик", - комментирует результаты управляющий директор по электронному бизнесу Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас. Как отмечает Алексей Скобелев, Промсвязьбанк обходит Тинькофф Банк по функциональности и количеству операций, которые доступны клиентам. В то же время Тинькофф Банк по-прежнему лучше Промсвязьбанка с точки зрения удобства интерфейса.
Начальник отдела развития и инноваций интернет-банка Альфа-банка Юрий Чернышев рассказал РБК, что кредитная организация в 2015 году активно расширяла функционал интернет-банка для физических лиц, развивая управление счетами, картами и депозитами. "Наша цель - сделать интернет-банк продуктом полного цикла, чтобы у клиента были возможности совершить все операции онлайн", - говорит банкир.
В исследовании также отмечается, что хорошие результаты после запусков новых версий интернет-банков показали Запсибкомбанк (занял 4-е место, ранее в исследовании не участвовал), МДМ Банк (переместился с 26-го места на 5-е) и банк "Траст" (поднялся с 31-го места на 9-е). Еще несколько участников, напротив, сильно ухудшили результаты за прошедший год. Например, Сбербанк переместился с 4-го места на 12-е, а Райффайзенбанк - с 17-го на 26-е.
Запсибкомбанк - это один из тех интернет-банков, который за последний год выпустил существенные обновления своей системы. "Они достаточно активно развивались последний год: сделали редизайн и существенно расширили функциональность", - говорит Скобелев. В целом банки-лидеры, по словам руководителя Markswebb Rank & Report, рассматривают интернет-банкинг не только как информационно-платежный интерфейс для базовых операций, но еще и как способ управления своими продуктами. В таких интернет-банках можно менять настройки по продуктам: ПИН-код, кодовое слово, СМС-уведомления, лимиты и так далее.
Те же банки, которые находятся ближе к концу рейтинга, идеологически находятся на предыдущей ступени развития, говорит Скобелев. По его словам, у таких кредитных организаций онлайн-банк позволяет лишь получить базовую информацию по карте и совершать платежи и, в лучшем случае, переводы. Однако и они постепенно совершенствуют свои сервисы. Например, как отмечает начальник отдела развития электронного бизнеса Райффайзенбанка Наталия Масарская, сейчас специалисты банка сконцентрированы на новой версии R-Connect 3.0, которая скоро будет представлена клиентам. "Работая над ней, мы стараемся максимально учитывать отзывы пользователей", - говорит Масарская. Кроме того, в обновленном интернет-банке появятся совершенно новые для российского рынка функции и сервисы, обещает она.
Как изменились интернет-банки за год?
За последний год новые версии интернет-банков запустили Промсвязьбанк, МДМ Банк, банк "Восточный", МКБ, "Траст" и Запсибкомбанк. В интернет-банках стали появляться новые функции. "Например, у банка "Санкт-Петербург" теперь есть возможность сохранения тех платежей, которые проводит клиент, - рассказывает Алексей Скобелев. - Если один клиент ввел реквизиты какого-либо учреждения при переводе денег, другой клиент, делая перевод в ту же организацию, может эти реквизиты взять из внутренней базы данных и не вводить их самостоятельно".
Кроме того, банки все активнее используют онлайн-чаты для поддержки своих клиентов. Из 35 участников рейтинга у пяти такие чаты уже есть. Развиваются сервисы, позволяющие с помощью идентификатора (номеру ИНН, паспорта или водительского удостоверения) узнать размер задолженности по госуслугам и коммунальным платежам.
Большое распространение за последний год также получили сервисы переводов с карты на карту и производные от них. Наконец, интерфейсы банков стали более человекоориентированными - они становятся проще, говорит Скобелев.
Как отмечает гендиректор Frank Research Group Юрий Грибанов, сегодня гонка функционала интернет-банков подходит к концу. Рынок дистанционного банковского обслуживания сейчас находится в равновесии, интернет-банки всех крупных кредитных организаций достигли адекватного уровня: степень удобства и логика у них примерно одинаковая. "Поэтому отклонений от этой модели, которые, вероятно, сильно влияют на результаты рейтинга Markswebb, обычный пользователь может даже не заметить", - говорит эксперт.
Грибанов также уверен, что подход к составлению таких рейтингов скоро придется трансформировать. "Сейчас все смотрят на функционал с точки зрения пользователя, - рассуждает он. - А надо будет оценивать еще и то, как этот функционал позволяет решать бизнес-задачи банков - например, сокращать издержки (за счет перевода простых операций вроде коммунальных платежей в онлайн) или увеличивать продажи".
Как составлялся рейтинг
Для оценки функциональных возможностей Markswebb Rank & Report проверяли интернет-банки на наличие нескольких важных функций - возможности получения информации по дебетовой карте, осуществления платежей и переводов, возможности различных настроек карты, заказа онлайн и получения новых продуктов банка (открытие счетов и вкладов, заказ карт, заявки на кредиты и др.). Также анализировалось удобство использования, включая дистанционную регистрацию в интернет-банке и восстановление потерянного доступа, удобство входа, удобство навигации, удобство совершения платежей и возможности для упрощения повторных операций.
Каждому исследованному критерию был назначен вес, отражающий важность задачи пользователя при работе с дебетовой картой, значимость той или иной функции и качества интерфейса при решении пользовательской задачи. Вес критериев определялся специалистами Markswebb на основе данных, полученных в ходе онлайн-опроса и юзабилити-тестов, а также на основе собственной экспертизы агентства.
Общие оценки функциональных возможностей и удобства пользования рассчитывались как сумма выполненных критериев, умноженных на их вес. Итоговая оценка эффективности интернет-банка рассчитывалась как квадратный корень из суммы квадратов соответствующих оценок функциональности и удобства пользования. Оценка функциональности и оценка удобства пользования в равной степени влияют на итоговую оценку эффективности интернет-банка.
Итоговая оценка эффективности измеряется по шкале от 0 до 100 баллов. Оценка функциональных возможностей - от 0 до 10 баллов. Оценка удобства пользования - по шкале от 1 до 5 баллов.