05.09.2011

Потребительское кредитование остается одним из наиболее востребованных банковских продуктов: именно его, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) на начало 2011 года, выбрали девять из десяти заемщиков-физлиц.

"Потребительское кредитование не только стимулирует спрос, но и выполняет важную социальную функцию. Зачастую это единственное решение для человека, который хочет повысить качество жизни", - считает Елена Речкалова, заместитель председателя правления, руководитель блока "Развитие бизнеса" банка «ТРАСТ». Если к ипотеке клиент обращается один-два раза в жизни, то к POS-кредитованию и кредитам наличными может прибегать несколько раз в год. Не удивительно, что на кредиты наличными и выдаваемые в торговых точках POS-кредиты приходится почти половина общего портфеля кредитов населению (на 1 июля 2011 года - около 2 трлн рублей, по оценке "Эксперт РА"), а объемы выдачи в первом полугодии 2011 года оказались в три раза больше, чем на ипотечном рынке.

Драйверами роста потребительских ссуд выступает не только восстановление спроса, но и активность кредитных организаций в продвижении этого продукта. Даже после снижения ставок в 2010-2011 годах потребительские ссуды при грамотном управлении рисками позволяют получать неплохую процентную маржу. Стремясь нарастить долю на привлекательном рынке, фининституты решились на смягчение требований к заемщикам. 42% опрошенных банков уже снизили требования к клиентам, а еще около 30% хотят сделать это до конца года. "Если в активную фазу кризиса банки ужесточили все кредитные процедуры так, что кредит мог получить один из десяти претендентов, то сейчас кредиты одобряют шести-семи клиентам из десяти", - комментирует Иван Лебедев, вице-президент, начальник управления потребительского кредитования ВТБ 24.

Уверенный рост

По оценкам "Эксперт РА", за первое полугодие 2011 года объемы выдачи кредитов наличными и POS-кредитования на 57% превысили показатели аналогичного периода прошлого года, рост портфеля с начала года составил 23%. Лидерами по объему выдачи кредитов наличными остаются госбанки. Так, Сбербанк России по итогам отчетного периода предоставил 99 млрд рублей заемных средств, прирост объемов выдачи - 43%. В абсолютном выражении самый большой портфель у ВТБ 24 - 241 млрд рублей, с начала года он увеличился на 18,8%. По темпам прироста портфеля (в среднем около 19%) госбанки уступают крупным частным российским банкам, таким как Московский кредитный банк (138%), СКБ-банк (56%), Азиатско-Тихоокеанский банк (43%), НБ «ТРАСТ» (38%).

В сегменте POS-кредитования крупные госбанки пока не представлены. Зарубежная практика тоже не знает особых успехов государственных банков на рынке кредитования в точках продаж. Очевидно, это связано со спецификой этого сегмента: для него характерны высокие риски, необходимость быстро перестраивать сеть и продуктовую линейку, взаимодействовать с партнерами - все это пока лучше удается частным банкам. Даже планируемый выход Сбербанка России на рынок POS-кредитования будет осуществляться не самостоятельно, а через совместное предприятие с BNP Paribas.

Прочные позиции на рынке POS-кредитования удерживают частные банки с иностранным капиталом. Лидером по объему предоставленных кредитов в торговых точках является ХКФ-банк. Объем выдачи за первое полугодие 2011 года у него почти в три раза выше, чем у занимающего второе место Русфинансбанка. Активно развивается в этом сегменте рынка Кредит Европа Банк - прирост за первые шесть месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 132% (см. ренкинг по POS-кредитованию).

За счет эффекта низкой базы рекордные темпы роста (более чем в десять раз) показали структуры, не входящие в топ-15 по активам (Татфондбанк, банк "Возрождение", Транскапиталбанк, Энергобанк).

Потребительские технологии

Банки в 2010-2011 годах активно снижали ставки во всех сегментах потребительского кредитования (см. график 1). Но делать это становится все сложнее: если в 2010 году снижение ставок шло параллельно со снижением стоимости фондирования, то сейчас ситуация изменилась. Кроме того, маржу подрывает отказ банков от комиссий (хотя некоторые кредитные учреждения компенсируют это за счет полупринудительного страхования в дружественной компании). Дальнейшее существенное снижение ставок могут позволить себе те, кто готов инвестировать в технологии управления кредитными рисками.

Снижение рисков по необеспеченным кредитам способен обеспечить межбанковский обмен информацией о мошенниках. Такой обмен позволяет оценить риск мошеннических действий на основе данных, полученных от партнеров. Системы оперативного межбанковского обмена особенно важны для фининститутов, занимающихся выдачей кредитов в торговых точках, поскольку по POS-кредитам риск мошенничества выше из-за недостаточного профессионального уровня сотрудников в местах выдачи кредитов.

В ближайшем будущем системы межбанковского обмена информацией могут пополниться еще одной опцией: приложением к профайлу потенциального заемщика его фотографии. В первую очередь это поможет снизить риски в POS-кредитовании. Именно на рынке кредитования в торговых точках нередки случаи вклеивания злоумышленниками в чужой паспорт собственной фотографии для получения кредита. Но у обмена снимками возможных мошенников есть и слабые места: во-первых, рассылка фото противоречит Закону о персональных данных (152-ФЗ), во-вторых, использование подобных новшеств может сделать использование системы значительно дороже.

"Если раньше можно было конкурировать скрытыми комиссиями, то сейчас борьба идет в области маркетинга, продаж и технологий", - комментирует Елена Речкалова. В 2010 году похожая ситуация сложилась на депозитном рынке, когда высокие ставки стали подрывать процентную маржу банков и ценовая конкуренция исчерпала себя. Тогда в борьбе за вкладчиков фининституты стали делать акцент на сферу маркетинга и рекламы, привлекая клиентов различными акциями и удобными условиями размещения вкладов. Постепенно к этому движется и рынок потребительских кредитов. Банки, которые сумеют предложить гражданам выгодный кредит в нужное время в нужном месте, будут устойчиво расти. Возрастет и значимость лояльных клиентов, хотя уже сейчас 75% опрошенных кредитных организаций предоставляют льготные условия кредитования для клиентов с положительной кредитной историей в банке.

Каждому свой подход

В эффективный инструмент привлечения и удержания клиентов при выдаче необеспеченных кредитов превратилась система индивидуального ценообразования, так называемая технология risk-based pricing. С одной стороны, она способствует снижению рисков банков при выдаче ссуд, с другой - привлекает клиентов более выгодными условиями и способствует выстраиванию долгосрочных отношений с кредитными организациями. "Индивидуальная цена для каждого заемщика заменит систему ценообразования, при которой "хороший" клиент фактически платит за "плохого", компенсируя потери банка при кредитовании недобросовестных заемщиков", - говорит Игорь Антонов, первый заместитель председателя правления Росбанка.

Эффективность подобного подхода доказывает тот факт, что его активно внедряют ведущие участники рынка, такие как ВТБ24, НБ «ТРАСТ», ХКФ-банк, Бинбанк, Райффайзенбанк, Промсвязьбанк. Более того, около 20% опрошенных "Эксперт РА" банков, еще не перешедших на такую систему, планируют сделать это уже к концу текущего года (в частности, "Петрокоммерц" и Транскапиталбанк).

Использование системы индивидуального ценообразования трудно представить без активного взаимодействия с бюро кредитных историй (БКИ). Фактически БКИ - это тот мостик, который делает risk-based pricing доступной не только для банков-лидеров, но и для менее крупных игроков, у которых собственная база кредитных историй слишком мала.

При выдаче POS-кредитов и кредитов наличными критически важна быстрота принятия решений. На изучение потенциального клиента у банка есть лишь несколько минут, однако этого достаточно, чтобы запросить в БКИ информацию о потенциальном заемщике. Не удивительно, что 62% опрошенных банков увеличили объем кредитных заявок, по которым запросы направляются в БКИ, а около половины опрошенных расширили список БКИ-партнеров.

Дальнейшее снижение ставок могут позволить себе банки, готовые инвестировать в технологии управления кредитными рисками

Сбербанк не страшен

До конца 2011 года, по оценкам "Эксперт РА", существенных перестановок среди ведущих участников рынка не произойдет. Выход на рынок POS-кредитования Сбербанка России не вызывает особых опасений у опрошенных банков. Только четверть из них считают, что появление на рынке кредитования в торговых точках Сбера или его "дочек" способно подорвать позиции остальных игроков. Действительно, на этом рынке опыт кредитования в других сегментах практически не применим, поэтому Сбербанку потребуется время для перехода на новые технологии и выстраивания отношений с большим количеством торговых сетей. В таком контексте не вызывает удивления тот факт, что Сбербанк решил выходить на рынок POS-кредитования через партнерство с BNP Paribas. По нашим прогнозам, частные банки смогут и дальше прочно удерживать места в пятерке лидеров рынка: в потребкредитовании отлаженные технологии останутся более важным конкурентным преимуществом, чем доступ к дешевому фондированию.

Несмотря на активное развитие микрофинансовых организаций, большинство опрошенных банков пока не рассматривают их как конкурентов, претендующих на значимую долю рынка. "Мы не чувствуем конкуренции со стороны микрофинансовых организаций, даже в регионах. Несмотря на то что они получили законодательную базу для развития, доля МФИ еще очень мала", - поясняет председатель правления, руководитель блока банковской сети ХКФ-банка Юрий Андресов. Только пятая часть опрошенных "Эксперт РА" банков считает, что конкуренция на рынке потребительского кредитования ужесточится из-за выхода на него микрофинансовых кредитных институтов.

По прогнозам "Эксперт РА", по итогам 2011 года совокупный портфель кредитов наличными и выдаваемых в торговых точках увеличится на 27-30% за счет роста активности потребителей и дальнейшей либерализации условий кредитования. Более того, ряд крупных банков планируют более агрессивный (на 40-60%) рост своих портфелей по итогам 2011 года. При сохранении макроэкономической стабильности в 2012 году темпы прироста портфеля если и снизятся, то незначительно, до 25-27%.

Станислав Волков, Береговая Галина

Ссылка на оригинальную публикацию>>