07.11.2011
Самый лучший клиент

Российские банки сегодня как никогда заинтересованы в работе со средними компаниями. Ставки по кредитам для этого сегмента бизнеса снижаются, а сроки кредитования растут.

Чтобы оценить, в какой степени банковский сектор готов содействовать реализации новой экономической стратегии, опирающейся на развитие средних компаний, мы провели мини-опрос банков об их подходах к российским средним компаниям. Результаты оказались достаточно любопытными.

Кто такие средние

Во-первых, выяснилось, что, хотя практически все банки считают средний бизнес наиболее перспективным, единого представления о том, какую компанию считать средней, сегодня нет. Чаще всего, особо не мудрствуя, банки относят к категории среднего бизнеса все компании, которые соответствуют критериям закона ФЗ-209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации": предприятия с размером годовой выручки от 400 до 1000 млн рублей и численностью персонала от 100 до 250 человек соответственно.

Многие банки вообще не выделяют средние компании в отдельную категорию клиентов, либо объединяя их с малым бизнесом, либо полностью относя к сфере деятельности департамента корпоративного кредитования.

kp_031111.jpg А вот «ТРАСТ», например, решил этот сегмент покинуть.
"В настоящее время приоритетным направлением деятельности нашего банка является розничное кредитование и финансирование малого бизнеса в сегменте "микро" (кредиты до трех миллионов рублей), - рассказывает директор по развитию бизнеса с юридическими лицами и малым бизнесом Наталья Унжакова. - Поэтому объемы выдачи кредитов предприятиям сегмента "средний бизнес" в 2011 году несколько снизились". Напомним, что этим летом «ТРАСТ» продал часть своего кредитного портфеля Промсвязьбанку на сумму порядка 5 млрд рублей, в результате чего доля средних компаний в его кредитах уменьшилась. Полученные от сделки средства «ТРАСТ» направляет на расширение микрофинансирования малого бизнеса.

Кому даются деньги

Первое место по привлечению кредитов среди средних компаний уверенно занимают предприятия торговли - им достается от трети до двух третей всех кредитов среднему бизнесу. Второе и третье места делят производственные компании и предприятия сферы услуг.

Сами банкиры уверены, что эта статистика полностью отражает сегодняшние экономические реалии. Впрочем, лидерство средних торговых компаний в кредитных портфелях банков во многом объясняется широким распространением факторинга - этой услугой пользуются именно торговые фирмы. Впрочем, структура кредитования начинает потихоньку меняться.

Таким образом, можно надеяться, что кредитование среднего бизнеса будет смещаться в сторону производственных компаний. В связи с этим любопытно узнать, к каким отраслям промышленности банкиры испытывают наибольшую симпатию, а к каким - наоборот. В этом вопросе единства взглядов тоже не наблюдается. Многие банки просто не считают нужным корректировать условия кредитования в зависимости от отрасли, в которой работает клиент. Сюрпризом для нас стало то, что во многих российских банках существуют черные списки отраслей, представителям которых кредиты не дают вообще. Есть и немалое число банков, считающих отраслевую принадлежность клиента важным обстоятельством, серьезно влияющим на условия кредитования.

Доля средних компаний в кредитном портфеле и принципы отнесения к среднему бизнесу


Сколько дают среднему бизнесу

В первом полугодии нынешнего года, на фоне избытка ликвидности на финансовом рынке, конкуренция на рынке кредитования средних предприятий существенно усилилась. Главным ее результатом стало снижение ставок по кредитам на 2-3% за девять месяцев, и сегодня большинство опрошенных нами банков готовы давать кредиты среднему бизнесу примерно под 11% годовых (хотя конкретные условия, разумеется, зависят от размера кредита, срока кредитования и финансового положения заемщика).

Самый распространенный срок кредита среднему бизнесу - два года. Это при том, что практически все банки говорят о готовности выдавать кредиты под инвестиционные проекты на срок до пяти-семи и даже до десяти лет.

Инструментарий для средних

Набор кредитных продуктов, предоставляемых среднему бизнесу, во всех банках примерно одинаков и включает в себя кредитование, аккредитивы, гарантии, факторинг, лизинг и экспортно-импортное финансирование. Наиболее популярны из этого перечня кредиты на пополнение оборотных средств и гарантии.

Максим Рубченко

Ссылка на оригинальную публикацию>>