19.04.2011
Аналитик НБ «ТРАСТ» Роман Дзугаев анализирует долговую нагрузку на бюджеты европейских стран.

Долговые проблемы еврозоны — это проблемы на многие годы. Время от времени они будут проявляться и «остужать» рынки. Восстановлению периферийных экономик могут помешать условия получаемой ими помощи: придется сокращать госрасходы.

Уровень соотношения долга и ВВП с момента проявления долговых проблем в Греци стал одним из самых популярных индикаторов в экономических исследованиях. Долговые истории региона будут напоминать о себе, обостряясь и затухая в рамках одной или нескольких экономик внутри еврозоны.

Дело не только в находящейся на слуху группе стран PIIGS (Португалия, Италия, Ирландия, Греция, Испания). Кроме PIIGS рынки периодически получают почву для отыгрывания негатива и по другим европейским заемщикам с повышенной долговой нагрузкой — Бельгии, Венгрии, Великобритании.

Привлечение внешней помощи проблемными странами позволяет надеяться на стабилизацию ситуации лишь в случае успеха структурных преобразований, направленных на повышение эффективности национальных экономик. Но быстрый эффект от таких преобразований в большинстве случаев сценарий фантастический. Невозможность быстрого проведения таких реформ увеличивает страновые риски при увеличении госдолга за счет помощи ЕС. В свою очередь, это становится основанием для негативных действий рейтинговых агентств.

Проблемы с чрезмерной долговой нагрузкой в случае той же Греции сформировались не одномоментно. Для всех стран группы PIIGS, кроме Ирландии, характерен устойчиво отрицательный чистый экспорт (в структуре ВВП — 5,9%). Наиболее остра эта проблема у Греции и Португалии. Отрицательный торговый баланс периферийных экономик обусловливает и их отрицательный текущий счет. Нетто-импортером уже более шести лет остается кроме стран периферии и вторая экономика еврозоны — Франция.

Предоставление помощи извне проблемным экономикам еврозоны непременно предполагает сокращение госрасходов. Из числа фактических получателей помощи лишь Ирландия экспортно-ориентированная с долей чистого экспорта в ВВП порядка 20% (свыше 90% ирландского экспорта — промышленная продукция).

У остальных экономик PIIGS отрицательный чистый экспорт в ВВП компенсируется повышенными долями остальных компонентов, в основном потребительских и госрасходов. Но именно эти госрасходы ограничиваются извне условиями помощи в рамках борьбы с бюджетным дефицитом. А снижение социальных расходов напрямую затрагивает и потребительский спрос. В результате возможности для роста экономики весьма ограничены.

Суммарная доля потребительских и госрасходов в структуре ВВП стран PIIGS за исключением Ирландии составляет от 79% в Испании до 92% в Греции. Так что проблемные экономики зоны евро, прибегающие к помощи извне, будут сдерживающим фактором для роста еврозоны в целом.
Экономики еврозоны неоднородны, что очень усложняет работу ЕЦБ при реализации конкретных монетарных действий. Локомотивом роста остается Германия — именно за счет нее ВВП еврозоны относительно быстро растет (2% в годовом исчислении).

В части периферийных экономик картина смешанная. Темп сокращения ВВП Греции (-6,6% в годовом выражении в IV квартале 2010-го) более чем вдвое превысил показатель годичной давности. Медленно растет испанская экономика. Неопределенной выглядит ситуация в Ирландии. За счет весомой экспортной компоненты в структуре ВВП у страны есть большой потенциал для устойчивого роста. Но с 2011 года страна развивается в соответствии с критериями National Recovery Plan (2011–2014), направленного на сокращение расходов и повышение налогов.

Среди стран, уже получивших помощь, мы видим продолжение «тряски» экономики Греции и с настороженностью ожидаем данных по 2011 году от Ирландии (из-за сокращения госрасходов). Плюс к тому, в этой стране высоки риски со стороны банковского сектора.

Среди стран — вероятных кандидатов на получение европомощи рынки ожидают конкретики от ЕС относительно финансовой помощи Португалии. Не менее вероятна реализация рисков со стороны испанских банков. Им предстоят существенные выплаты по долговым инструментам в 2011 году. Наименьшую обеспокоенность среди периферийных экономик вызывает Италия. Дефицит ее бюджета (в процентах ВВП) почти в 2–3 раза ниже, чем у остальных стран группы PIIGS.

В оставшуюся часть года страны группы PIIGS должны погасить обязательства по публичным долговым инструментам на 459 млрд евро, а с учетом выплат купонного дохода — порядка 531 млрд евро. Более половины данного объема приходится на Италию (56%), что в сильной степени нивелирует внушительность совокупного объема долга к погашению. Проблем с рефинансированием долга у этой страны пока не наблюдалось.

Более существенной проблемой в 2011 году может стать погашение долгов банками остальных стран PIIGS. Наиболее высоки риски в Ирландии. «Черным ящиком» выглядит банковский сектор Испании — оценки возможных потерь банков, которые потребуют помощи от бюджета, существенно разнятся. В рамках погашения долговых инструментов испанские банки в оставшуюся часть года должны выплатить порядка 72 млрд евро только основного долга.

Ссылка на оригинальную публикацию>>