01.06.2011
«Секрет фирмы» подводит майские итоги «Стать коммерсантом» - совместного проекта нашего журнала, банка «Траст» и портала mail.ru. Лето сподвигло стартаперов к обновлениям – ассортимента и самих себя.

Надия Черкасова, председатель правления НБ «ТРАСТ»

Предприниматели, запускающие бизнес, на начальном этапе порой сталкиваются с ситуацией, когда уровень продаж и доходность «замирают» на одной отметке. Именно первый год для стартапа самый сложный период.

В этот период вы получаете ответы на два вопроса: жизнеспособен ли ваш бизнес и есть ли у него потенциал в среднесрочной перспективе стать прибыльным. Продажи достигли «мертвой зоны»? Это знак: первую пугающую стадию бизнеса вы прошли. Можно винить рынок, контрагентов, сотрудников, но, как гласит китайская мудрость, «если тебе что-то не нравится, ищи причину в себе»: пора повышать эффективность. На какую прибыль вы изначально рассчитывали и что имеете сейчас? Ожидания не оправдались? Проанализируйте причину: слабая бизнес-модель или «нехватка рук»? Чтобы преодолеть порог роста, надо проработать вопрос масштабируемости бизнеса.

«Северная мануфактура»
«Кредит на расширение производства мы пока решили не брать. По нему же надо будет сразу деньги выплачивать, а сейчас не сезон продаж. Так что вернемся к этому вопросу ближе к осени». Надежда Пономарева

Май у основательниц «Северной мануфактуры» выдался «рутинным и стандартным». Девушки «выбивают» деньги из заказчиков-должников. Параллельно девушки думали над расширением ассортимента выпускаемой продукции. Одно из новых направлений - линейка чехлов для мобильных телефонов в виде валеночка (к примеру, будет отдельная серия для аппаратов Apple). Первая партия чехлов должна поступить к партнерам-продавцам в конце мая - начале июня.

Кроме того, основательницы «Северной мануфактуры» побывали на поморской выставке "Мастер года". Там они подружились с несколькими архангельскими умельцами. Новые знакомства привели к тому, что у девушек родилась идея объединить плоды творчества нескольких мастеров под своим брэндом «Северная мануфактура». В середине мая у девушек уже появился первый партнер - сообщество мастеров, которое делает сотуары (ювелирные цепи, их можно носить как пояс, как браслет и как бусы). В планах у основательниц «Северной мануфактуры» - расширение числа партнеров и, соответственно, ассортимента продукции.

Цель на июнь: вывести на рынок новую категорию товаров - чехлы для мобильных телефонов.

Lui.Et.Moi
«Майскую цель по запуску сайта я считаю выполненной. Мы пока не сделали розничный сайт компании, но сделали оптовый – это тоже отличный шаг!» Карина Белова

В мае у владелицы компании Lui. et.Moi Карины Беловой произошло сразу несколько приятных событий. Хотя девушке удалось продать меньше украшений, чем в апреле, выручка компании осталась на прежнем уровне. Дело в том, что у Карины начали расти продажи продукции класса премиум, чему она несказанно рада. Впрочем, главная приятная новость мая - появление у Lui.et.Moi сайта для оптовых покупателей. Карина уже выложила на портал весь товарный ассортимент - около 1,5- 1,8 тыс. наименований.

Цель на июнь: напечатать каталоги с продукцией для магазинов.

BookЛавка
«По-прежнему ожидаем ответов от магазинов, к которым обратились с предложениями». Николай Циомо

Николай Циомо и Дмитрий Капранов продолжают бороться с участниками книжного рынка, чья консервативность никак не поддается натиску предпринимателей. По словам Николая Циомо, основная задача сейчас - начать работу хотя бы с одним магазином. Когда это произойдет, у основателей «BookЛавки» появится на руках конкретный бизнес-кейс, который облегчит им общение с другими розничными точками. Николай Циомо ожидает ответа от крупного книжного магазина в Москве.

Цель на июнь: начать работать с одним магазином хотя бы в тестовом режиме.

Toyzez
«Работа над сайтом идет, но по мере выполнения задач появляются новые. Посмотришь и думаешь: а не сделать ли еще вот это? Так что цель оказалась вечная». Елена Локтионова

На улице лето, и у интернет-магазина Toyzez взлетели продажи летнего ассортимента. Владелица Toyzez Елена Локтионова радуется, что успела к сезону завезти в магазин массу новых игрушек для игр на свежем воздухе - самокаты, велосипеды, спортивные игры, мячи-прыгуны, воздушные змеи, бумеранги, различные игры-стрелялки и многое другое.

Поиски новых поставщиков интересной детской посуды наконец увенчались успехом. В апреле на выставке товаров для дома Household Expo, которая проходила в «Крокус Экспо», владелице Toyzez повезло: она нашла поставщика итальянской детской посуды из стекла.

Помимо итальянских новинок в магазине Toyzez скоро должна появиться британская фарфоровая посуда с изображениями мишки Тедди, а также различных мультяшных персонажей.

Цель на июнь: магазин во «В контакте» на базе Merchant API и в Facebook в виде развернутого приложения.

3D-банк
«В мае мы планировали нормализовать график и отказаться от «суточных марафонов». К сожалению, цели мы не добились – ситуация только усугубилась». Сергей Матиясевич

В последние недели весны коллектив 3D-банка занимался тем же, чем обычно, - разработкой сайтов интернет-магазинов с подключением 3D-витрин. В частности, к ребятам обратились онлайн-продавцы обуви, ножей и товарно-отделочных материалов. В каждом из этих интернет-магазинов представлены сотни наименований продукции, так что объем работы, которую необходимо проделать, огромный.

Кроме того, коллектив стартапа занимается разработкой маркетинговых «фишек». К примеру, в мае по заказу крупного производителя мобильных телефонов 3D-банк разработал сайт игру, который посвящен выходу на рынок нового продукта. По словам технического директора компании Сергея Матиясевича, на очереди - другие рекламно-маркетинговые проекты.

Цель на июнь: нормализовать рабочий график, добиться конкретных решений от инвесторов.

GaGaDo
«Я не систематизировал аудиторию приложений, но сделал очень полезное открытие». Михаил Бурчик

«Аудитория потерялась» - так основатель проекта GaGaDo Михаил Бурчик подвел майские итоги. Михаил понял, что аудитория у приложений собирается довольно быстро (особенно если сравнивать этот процесс со скоростью наращивания базы клиентов обычной фирмы), но и теряется с такой же легкостью. Так что при достижении майской цели Михаил усвоил полезный урок: аудиторию приложений нужно использовать по максимуму, постоянно предлагая ей что-то новое, «перегоняя» из одного приложения в другое. Иначе усилия, потраченные на сбор лояльного пула потребителей, становятся слишком дороги. В общем, Михаил сформулировал для себя правило: «получил аудиторию в одном месте - предложи ей новые приложения, чтобы не потерять».

Цель на июнь: запустить два небольших приложения в «Моем мире», которые сгенерируют хороший трафик.

KYBOE!
«Я ставил цель найти инвестора. Мы достигли устных договоренностей с одним инвестором и я надеюсь, что к концу мая урегулируем все технические формальности». Дмитрий Чудаков

В мае основатель компании KYBOE! Russia Дмитрий Чудаков начал переговоры о поставке часов с крупной торговой сетью (более 100 магазинов). «Мы сейчас все силы тратим на то, чтобы вывести наш маленький дистрибуторский бизнес на качественно новый уровень работы, на уровень зрелости», - рассказывает Чудаков. Нынешнюю стадию создания структуры Дмитрий называет переходной.

Цель на июнь: отладить бизнес-процессы, чтобы удовлетворять требованиям сетевого ритейла.

Эксперт
Владимир Габриелян, вице-президент и технический директор mail.ru group

Подход к созданию сайта для компании зависит от того, является будущий портал инструментом для достижения бизнес-целей или нет. Если является, то созданием собственного онлайн-ресурса целесообразно заняться самостоятельно.
Хорошие разработчики действительно в дефиците; компаний, где работают грамотные программисты, на рынке больше, чем специалистоводиночек. Качество будущего ресурса во многом зависит от качества технического задания (ТЗ), по которому сайт разрабатывается. Как правило, масса проблем возникает из-за ошибок в ТЗ. Чтобы избежать этого, можно заказать ТЗ у аутсорсинговой компании. Процесс легко сравнить со строительством дома: сначала вы находите архитектора, который составляет проект, затем - исполнителей.

* * *
Следить за развитием проекта «Стать коммерсантом» по-прежнему можно ежедневно на веб-странице и в эфире радио «Коммерсантъ FM». Обзорные отчеты читайте в каждом свежем номере «Секрета фирмы». Обо всех новостях и обновлениях на сайте проекта вы узнаете в социальной сети Facebook на страничке «Реалити-проект «Стать коммерсантом»».

Полина Русяева

Ссылка на оригинальную публикацию>>