11.07.2011
Как вы оцениваете темпы роста ключевых сегментов банковского рынка в ближайшие годы? Рост, который сейчас отмечается на рынке потребительского кредитования, — это здоровый рост? Возможно ли надувание очередного пузыря?

Считаю, что пузыря на рынке потребкредитования до кризиса не было, это в некотором роде миф. Если в 2008 году где-то и были так называемые пузыри, то на рынке недвижимости. Масштабы финансового сектора и сейчас очень малы, банковскому сектору есть куда расти, увеличивая объемы кредитования и расширяя клиентскую базу.

А какие банк «ТРАСТ» видит стратегические направления своего развития?

Как и раньше, мы делаем ставку на потребительское и POS-кредитование, на микрофинансирование бизнеса. Для нас это абсолютно понятные, прогнозируемые сегменты, технология работы с которыми нами отшлифована практически до совершенства. Широкая сеть представительств банка «ТРАСТ» в 170 городах позволяет применять единые стандарты обслуживания и технической обработки обращений клиентов вне зависимости от географического фактора. Следующий этап развития — детальный анализ каждого из сегментов и коррекция продуктовой линейки для того, чтобы она была максимально клиентообразующей и рентабельной.

Ожидаете ли вы ужесточения конкуренции в ключевых для банка сегментах? Станут ли значимым конкурентом микрофинансовые организации?

Что касается микрокредитов малому бизнесу, то в 2012–2013 годах на этот рынок могут выйти розничные банки, так как у них есть технологии работы с большим потоком заявок на небольшие суммы. Они и составят основную конкуренцию в будущем. Микрофинансовые организации, на мой взгляд, не конкурируют с банками, а дополняют их, как дополняют друг друга правая и левая рука. Эти организации нужны самым маленьким заемщикам. У них есть свои ограничения, поскольку они не могут быть универсальным партнером для предпринимателя, предложив ему не только заем, но и комплекс востребованных финансовых услуг — депозит, кредитную карту, обслуживание расчетного счета... В банки идут в основном те предприниматели, которым интересны уже не только займы, но и другие услуги.

В связи с развитием микрокредитования и POS-кредитов региональная политика в вашем банке как-то будет меняться?

Развитие нашей «тяжелой» части сети — филиалы, офисы — в целом завершено. Мы развиваем сеть мобильных точек внутри крупных городов, будем делать акцент на удаленное обслуживание. По нашей внутренней статистике, уже сегодня значительная часть заявок на кредиты поступает через интернет-сайт банка. Дистанционное обслуживание не требует большого числа офисов, это востребованный клиентами сервис, и в связи с этим мы видим дополнительную возможность корректировки расходов. При этом региональную сеть мы не планируем сокращать, действующие отделения — это возможность в больших масштабах работать с вкладчиками. Возможно открытие новых представительств в тех городах и регионах, где в этом будет объективная потребность, но активной экспансии уже не планируется — по охвату и качеству сети «ТРАСТ» уже один из лидеров отрасли.

Какие направления, которые могут стать точками роста банковской системы в целом, вы бы выделили?

Большой потенциал развития у электронных платежей и удаленных каналов обслуживания клиентов, и ситуация будет меняться по мере роста объемов интернет-торговли.

Как вы смотрите на такой инструмент фондирования ресурсной базы, как безотзывные вклады?

С точки зрения банкира, безотзывные вклады — это хороший инструмент, их стоит вводить, так как повышается прогнозируемость пассивной базы, что способствует повышению качества управления ликвидностью. На мой взгляд, безотзывные вклады для банков стоит вводить как дополнение к классическим вкладам, то есть расширять инструменты, доступные вкладчику. Очевидно, интерес к ним поначалу будет слабым, но их доля будет расти по мере роста уровня жизни населения и расширения горизонта финансового планирования гражданами своего будущего.

Как вы относитесь к повышению роли государственных банков?

Активизация госбанков сама по себе не проблема, вопрос заключается в росте доли государства на банковском рынке в целом. Однако в этом есть и позитивный момент — госбанки начали конкурировать между собой. Я считаю, что с точки зрения поддержки государством малого и среднего предпринимательства помощь государства должна быть сфокусирована на «слабых» и «трудных» сегментах. Например, инновационный бизнес, реабилитация граждан, попавших в трудную ситуацию. В остальных направлениях стоит полагаться на инициативу коммерческих банков.

Согласны ли вы с утверждением, что уровень оснащенности технологиями в российских банках очень низок, его недостаточно для развития бизнеса?

Мне кажется, нельзя утверждать, что российские банки слабо обеспечены технологиями. Исторически в России построение всей автоматизированной банковской системы отталкивалось от задач бухучета и далее двигалось к клиентам, а за рубежом банковская система изначально базировалась на выстраивании работы с клиентом, его характеристиках и потребностях. Поэтому многие отечественные банки сейчас достраивают свою IT-инфраструктуру блоками CRM-систем, которые позволяют предлагать качественный сервис.

Ссылка на оригинальную публикацию>>