12.08.2011

Надия Черкасова

- Надия, как возникла идея сделать индекс бизнес-ожиданий малого и среднего бизнеса - Траст Индекс МСБ? Каковы цели этого проекта?

Траст Индекс МСБ – это изначально некоммерческий, социальный проект. Когда мы с коллегами обсуждали, что мы можем сделать для развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, помимо финансирования, мы пришли к мнению, что всем участникам этого рынка необходим такой «градусник». Индекс интересен как самим предпринимателям, так и нам, банкирам, поставщикам финансовых услуг для МСБ. Хотя индекс настроений и ожиданий малого и среднего бизнеса – это проект, уникальный для России, но не для мировой практики - подобные индексы есть во многих развитых странах. Мы просто адаптировали его с учетом специфики нашей экономики. Индекс бизнес-ожиданий учитывает изменение социально-экономических реалий в стране, при этом рассчитывается не только индекс текущих настроений МСБ, но и прогнозных. Это позволяет выявлять наиболее важные тенденции и проблемы отрасли МСБ.

- Каким образом Индекс может быть использован самими предпринимателями, госорганами?

Индекс – это часть информационного пространства для предпринимателей. Используя Индекс МСБ, предприниматель может узнать, какие факторы, по мнению его же коллег, оказывают наибольшее влияние на развитие бизнеса, где ожидаются значимые улучшения/ухудшения ситуации, в каком регионе лучше бизнес-климат. Причем участники опроса сначала называют значимость факторов, а затем дают их текущую и прогнозную оценку. Индекс может быть полезен и для начинающих бизнесменов, так как помогает понять, где и в какой отрасли сейчас выгоднее создавать бизнес. Это как с прогнозом погоды – прежде чем выйти на улицу, вы либо посмотрите в окно и на свой страх и риск не возьмете зонт, либо же узнаете более точный прогноз на день и, исходя из полученной аналитической информации, примете решение. Для государства Индекс может служить своего рода ориентиром, в каком направлении осуществлять программы по поддержке МСБ. Как я уже говорила, Индекс позволяет выявлять наиболее напряженные, трудные сферы для МСБ, где ожидавшееся и реальное положение дел сильно различается.

- Какие результаты недавней волны исследования показались Вам наиболее интересными и значимыми?

Важным выводом, на мой взгляд, является то, что индекс текущего настроения находится на уровне ниже среднего, что свидетельствует о превалировании негативных оценок в исследовании. Предприниматели недовольны уровнем цен на сырье, материалы. Уровень инфляции и рост цен на издержки производства – главные сдерживающие факторы развития МСБ в стране. В то же время представители МСБ ожидают улучшение бизнес-климата в ближайшие полгода. Интересно было узнать, что МСБ не считает внедрение инноваций приоритетным фактором развития бизнеса, несмотря на декларируемую важность развития инновационного бизнеса. Это, кстати, возвращает нас к вопросу о том, каким образом Индекс может быть полезен для государства.

- Чьи ожидания – микробизнеса, малых компаний или средних компаний для банка «ТРАСТ» наиболее интересны?

Сейчас при работе с юридическими лицами мы делаем ставку на микрофинансирование. Для нас это понятный сегмент. К тому же для внедрения микрокредитования в бизнес-процессы банка мы используем технологии работы, отшлифованные в розничном сегменте, где за последние годы банк добился значительных результатов. Например, на принятие решения о выдаче кредита малому предпринимателю банку требуется всего 10 минут, это рекордный срок и для российского розничного сегмента. Учитывая концентрацию банка на микрофинансировании, сейчас мы, безусловно, будем внимательно следить за настроениями и ожиданиями малого бизнеса. Однако бизнес-ожидания более крупных компаний для нас также будут интересны. Мир не стоит на месте, и мы не исключаем, что в кредитовании МСБ мы вновь будем ориентироваться не только на микробизнес.

Ссылка на оригинальную публикацию