05.12.2011
Семь жизней стартапера, или как я провел этим годом

Подошел к концу первый сезон "Стать коммерсантом" — совместного проекта журнала "Секрет фирмы", банка «ТРАСТ» и портала Mail.ru. На протяжении года читатели следили за жизнью семи бизнес-проектов. Одним удалось прыгнуть выше головы, у других не получилось добиться поставленной на конец года цели. Однако самое ценное приобретение — опыт — сделал каждый участник.

Они написали 150 постов, преодолели первые разногласия с партнерами, заработали первый миллион, разочаровались в бизнес-идее и снова начали с нуля. Каждый из семи наших участников за этот год, кажется, прожил не одну жизнь.

В октябре 2010-го выручка лишь одного проекта превышала 100 тыс. руб. Спустя год эту планку перешагнули почти все. Дмитрию Чудакову с его проектом KYBOE! удалось даже преодолеть рубеж 1 млн руб. При этом поставленных в конце прошлого года целей по выручке достигли три компании: "Северная мануфактура", Lui.et.Moi и Toyzez. Проект "BookЛавка" оказался самым непредсказуемым и одновременно самым упорным участником "Стать коммерсантом": его основателям удалось начать операционную деятельность лишь во второй половине ноября текущего года. Самым эффективным предпринимателем с точки зрения краткосрочного планирования стал основатель GaGaDo Михаил Бурчик: ему семь раз из десяти удалось достичь операционных целей, которые каждый участник проекта ставил перед собой на предстоящий месяц (показатели всех остальных участников четыре из десяти). На пороге 2012 года одни предприниматели задумались о коренных изменениях своих бизнес-проектов, другие, наоборот, убедились в правильности изначально выбранного курса. Но что радует: на вопрос "Если бы перед вами сейчас стоял выбор, запускать свой бизнес или не запускать, и при этом было знание, что все будет именно так, как было в текущем году, что бы вы решили?" все семеро участников отвечают одинаково: "В прошлом году наше решение было правильным".

N_4erkasoba_170.jpgНадия Черкасова, председатель правления банка «ТРАСТ»

Как сказал однажды известный французский политик, "мы верим только в тех, кто верит в себя". Участники "Стать коммерсантом" за год продемонстрировали, что они верят не только в себя, но и в свой бизнес.

Когда ты веришь в свой бизнес, ты постоянно совершаешь какие-то действия. Чтобы они были эффективными, я рекомендую предпринимателям соблюдать несколько правил. Правило первое: определите конечную цель. У корабля, который плывет без цели, нет пристани. Задайте себе простые вопросы: кем я себя вижу через два-три года и каким я вижу свой бизнес через два-три года? Имея цель, определите стратегию. При этом абсолютно естественно, что по ходу реализации стратегии будут возникать изменения. Кто-то способен определиться "на берегу", как, например, "Северная мануфактура" и Toyzez, а кому-то нужно попробовать разные варианты, прежде чем найти нужный, как это делают Lui.et.Moi, GaGaDo и KYBOE! Это нормально. Более того, важно регулярно останавливаться и смотреть: двигаешься в правильном направлении или нет. В конечном счете, главное чтобы все дороги вели в Рим.

Второе правило я формулирую так: идти вперед нужно мелкими шажками. На скользкую горку можно подняться разбежавшись, а можно спокойно, ступенька за ступенькой. Первый вариант это рулетка, второй более грамотный. Не нужно бросаться из огня в полымя, как решил сделать Дмитрий Чудаков. Придумав новую идею, сделайте "пилот", посмотрите. Двигайтесь параллельно, не ставьте все на кон. Тогда с большей вероятностью вы попадете в цель.

И последнее правило: научитесь сочетать в себе два компонента быть безусловным фанатом своего дела и при этом уметь смотреть на все процессы со стороны, задавать себе неприятные вопросы. Нельзя, чтобы бизнес становился хобби. Самое правильное это умеренно консервативные взгляды на свой бизнес. Да, без мечты нельзя двигаться вперед. Но с точки зрения прогнозирования финансов лучше быть прагматиком.

Северная мануфактура

"Северная мануфактура" оказалась, пожалуй, самым динамичным участником нашего проекта. "Дела в компании идут блестяще" так одна из основательниц компании Надежда Пономарева (на фото справа) подводит итоги работы за год. Еще год назад девушки даже представить себе не могли, что будут валять партии сувенирных валенок больше 5 тыс. единиц, а сейчас вспоминают об этих объемах с улыбкой. Выручка компании за год выросла более чем в два раза, штат увеличился в пять раз, а ассортимент пополнился несколькими новыми наименованиями (например, в декабре выходит коллекция больших валенок). Продукцию "Северной мануфактуры" можно найти почти во всех регионах России. Однако большие деньги большие проблемы. В середине ноября существование "Северной мануфактуры" было поставлено под вопрос из-за разногласий между подругами-соучредительницами. Впрочем, какой стартап не проходит через это? Подруги занимаются с психологами и коуч-специалистами: взгляд со стороны помогает по-новому посмотреть на работу и личные взаимоотношения, многое переосмыслить. "Мы уверены, что скоро преодолеем наш кризис и дальше будет только лучше", высказывает общее мнение Надежда.

Lui.et.Moi

Вспоминая себя и свой проект Lui.et.Moi годичной давности, Карина Белова испытывает смешанные чувства. С одной стороны, на путь, который она проделала за минувший год, у нынешней Карины ушло бы гораздо меньше времени. С другой сегодня она способна решать задачи быстрее именно благодаря этому году, со всеми его ошибками, удачами и находками.

Осенью 2010-го у Lui.et.Moi не было ни внятной брэндинговой политики, ни упаковки для продукции, ни серьезных офлайновых каналов сбыта. Теперь у проекта есть логотип и несколько вариантов упаковки, скоро появятся печатные каталоги с украшениями. Карина начала сотрудничать с розничными точками более высокого уровня: например, в портфолио Lui.et.Moi есть два концептуальных магазина-партнера в Сингапуре. Своим оптовым партнерам Карина оказывает поддержку в продвижении товара и создании страницы магазина в соцсетях, а также готовит образовательный курс из 12 видеоуроков.

Однако после общения с Алексеем Олешовым, сооснователем Cara & Co. (см. СФ N11/2011) Карина решила пересмотреть стратегию: в Россию в ноябре этого года прибыла пробная коллекция серебряных и золотых украшений на этот раз никакого винтажа. Кроме того, предпринимательница обнаружила свободную нишу украшения для детей. В ноябре девушка провела несколько переговоров с владельцами специализированных детских магазинов как офлайновых точек, так и интернет-площадок. И верит, что на этот раз с выбором ниши точно не прогадает.

Toyzez

"Если каждый день что-то изобретать, некогда будет работать", - написала в одном из постов на сайте проекта "Стать коммерсантом" основательница интернет-магазина Toyzez.ru Елена Локтионова. Методично развивая свой бизнес, Елена получила неплохие результаты. За 2011 год Toyzez.ru стал интернет-магазином с более чем 1 тыс. наименований игрушек от примерно 20 поставщиков, с ежедневной посещаемостью сайта около 1 тыс. уникальных пользователей. К активности в соцсетях добавилось проведение на сайте магазина различных акций, направленных на повышение лояльности покупателей и привлечение новых пользователей. Если в конце прошлого года соцсети приводили на Toyzez.ru почти половину покупателей, то теперь доля "социальных" пользователей сократилась до нескольких процентов, а основным источником трафика стали поисковые сервисы (главным образом благодаря SEO).

Когда Елена только запускала интернет-магазин, она видела свое конкурентное преимущество в уникальности будь то ассортимент, подача информации о товарах или способы ее распространения. На уникальные товары предпринимательница делает ставку и сейчас, но при этом пришло понимание, что на "бутиковости" далеко не уедешь, а драйвером роста будут все-таки товары массового спроса. Поэтому сейчас перед Еленой стоит задача в кратчайшие сроки расширить ассортимент именно за счет таких товаров. Ну и конечно, одновременно наращивать трафик.

"BookЛавка"

На момент старта проекта "Стать коммерсантом" "BookЛавка" была единственным участником, который не имел выручки. Однако задумка Николая Циомо, Дмитрия Капранова и Дмитрия Кузина (покинул компанию в феврале 2011-го) показалась нам интересной: на книжном рынке идея дистрибуции книг малых издательств через специальные стойки с применением иной классификации литературы звучала революционно. Но инерция рынка оказалась сильнее энтузиазма первопроходцев. В итоге основатели переключились на интеграцию ERP-системы, тоже, впрочем, не нашедшую понимания. В результате на то, чтобы заработать свой первый рубль, у "BookЛавки" ушел год. Только в ноябре компания отгрузила в магазин "Глобус гурмэ" в Жуковке первую партию книг на несколько миллионов рублей.

3D-банк

В самом начале проекта "Стать коммерсантом" предприниматели из 3D-банка рассказали о двух отчасти взаимосвязанных проблемах, тормозивших развитие их бизнеса недостаточном уровне проникновения трехмерных изображений в интернете и нехватке денег на развитие. В течение года компания изо всех сил боролась за выживание, ее владельцы пытаясь убедить клиентов и инвесторов в пользе трехмерных моделей.
Лед тронулся лишь летом 2011-го. По наблюдениям Дмитрия Трепакова, учредителя 3D-банка, спрос на трехмерные витрины начал расти. В компанию поступают запросы на создание трехмерных витрин, среди интересующихся есть такие крупные игроки, как Avon, Ralf Ringer, "Белый ветер Цифровой" и "Связной" (трехмерную витрину для "Связного" 3D-банк сделал в начале осени). Но все же, по признанию Трепакова, предприниматели пока неохотно платят за 3D-услуги, потому что до сих пор трудно просчитать эффективность таких вложений. Основные клиенты 3D-банка  крупные интернет-магазины, которые могут себе позволить вложить деньги в такую трехмерную "роскошь". За 2011 год 3D-банк сделал полтора десятка витрин.
Как и год назад, дальнейшее развитие своего проекта Дмитрий Трепаков видит "совместно с инвесторами, заинтересованными в активном росте рынка". Возможно, реализованные в этом году проекты помогут 3D-банку обзавестись наглядными доказательствами перспективности своей затеи.

GaGaDo

Михаил Бурчик, основатель проекта GaGaDo, самый вдумчивый и неспешный участник проекта "Стать коммерсантом". Несмотря на то что желаемого оборота 2 млн руб. в месяц по итогам года предприниматель не достиг, научился он многому. В начале лета 2011-го Михаил наконец реализовал цель, к которой стремился еще в конце прошлого года, отказался от разработки приложений для сторонних заказчиков. Впрочем, плавного перехода на собственные разработки не получилось: с финансовой точки зрения конец лета начало осени оказались провальными. Однако уже с октября GaGaDo удалось встать на ноги. Главным образом за счет размещения рекламы в своих приложениях и приложениях партнеров. Теперь Михаил может сказать, что работает только на себя. Чтобы не буксовать в развитии, коллектив GaGaDo сейчас осваивает новую рыночную нишу разработку приложений для мобильных устройств. В ноябре компания уже выпустила несколько пробных приложений. До конца года предприниматель собирается запустить полноценную игру.
С планами на будущий год Михаил пока не определился. С одной стороны, ему хочется сосредоточиться только на мобильных приложениях, поскольку это направление предпринимателю кажется более доходным и перспективным. С другой накоплен огромный багаж знаний и опыта по приложениям для соцсетей. "Решение этого сложного вопроса является основной задачей конца 2011 года, и от него зависит дальнейшая судьба проекта GaGaDo", резюмирует Бурчик.

KYBOE! Russia

Дмитрий Чудаков, основатель компании KYBOE! Russia, удивил многих. За год предприниматель построил бизнес с оборотом более 1 млн руб. в месяц, а в октябре текущего года отказался от него. В ноябре Чудаков распродал последнюю партию голландских часов KYBOE!

Почему предприниматель решил сменить партнера? KYBOE! представлены в ценовом сегменте "средний плюс", а Дмитрий хочет продавать массовый товар. К тому же голландская компания проводит, по определению предпринимателя, "негибкую политику в отношении партнеров". Кроме того, по словам Чудакова, он "выжал из KYBOE! все, что мог" органическим путем для дальнейшего развития нужны большие инвестиции в проект, а их нет.

Уже несколько месяцев предприниматель общается с представителями заводов-производителей, продукцию которых он хочет поставлять в Россию. Камень преткновения всех переговоров качество товара. Однако в середине ноября Дмитрий уже завез в Россию образцы новой марки наручных часов хочет посмотреть, как пойдут пробные продажи, а также рассчитывает получить обратную связь от магазинов-продавцов и конечных потребителей. Новые часы, которые предприниматель собирается продавать, внешне весьма похожи на голландскую марку тот же большой корпус, те же вызывающие броские цвета. При этом стоимость новой марки в рознице будет ниже KYBOE! Завершить переговоры с новым производителем предприниматель надеется до конца года.

Полина Русяева

Ссылку на оригинальную публикацию