02.02.2012
Медаль за репутацию

Банк «ТРАСТ» первым в России получил официальное свидетельство о присоединении к Институту финансового омбудсмена.

spartak.jpgФинансовый омбудсмен Павел Медведев вручил первому заместителю председателя правления банка «ТРАСТ» Федору Поспелову свидетельство о присоединении банка к институту финансового омбудсмена. Так «ТРАСТ» стал первым банком в России, которому вручено официальное подтверждение его социальной ответственности перед клиентами.

Напомним, что институт финансового омбудсмена чуть больше года назад учредили шесть банков, специализирующихся на розничном кредитовании. Пять из них являются иностранными "дочками", у которых изначально была другая корпоративная культура. Банк «ТРАСТ» единственный из российских банков взял на себя смелость стать первопроходцем и тоже попал в число отцов-основателей нового социально-общественного явления в финансовом мире. Уникальность этого явления состоит в том, что несколько банков не только поняли необходимость общественного контроля над своей деятельностью, но и собственноручно профинансировали этот контроль.

Нужно быть поистине пророком в своем отечестве, чтобы начать искать справедливость там, где закона еще нет и пока не предвидится. Так что банк «ТРАСТ» имеет полное моральное право растиражировать врученное свидетельство и развесить на стенах во всех отделениях, показывая своим клиентам, что они могут в любой момент прибегнуть к помощи независимого арбитра при решении спорных вопросов с банком. Федор Поспелов заверил журналистов, что так оно и будет, и свидетельство займет почетное место в отделениях рядом со стикером от Агентства по страхованию вкладов - тоже чрезвычайно важного для клиентов "знака качества" любой кредитной организации.

pospelov_medvedev_smi.jpgВручая документ, Павел Медведев отметил, что происходящее имеет для него глубокий личный смысл. "Федор - мой бывший студент, очень хороший. Ужасно хочется думать, что я повлиял на своих учеников", - сообщил он и добавил, что банк «ТРАСТ» умеет выделить из череды клиентов отдельного человека и быстро реагировать, что показал год его успешной работы с примирителем на финансовых рынках.
Вспоминая, как все начиналось, Федор Поспелов не мог не признать, что у него были сомнения относительно того, насколько идея общественного примирителя на финансовых рынках вообще жизнеспособна в современной России, где сегодня правит бал коррупция и цинизм. "Эта система требует кристальной честности, поскольку она опирается не на репрессивные и законодательные нормы, а исключительно на авторитет одного человека. Когда я услышал имя Павла Медведева, я поверил, что создание института финансового омбудсмена возможно. Этого человека нельзя ангажировать", - прокомментировал банкир.

Итоги работы за год и три месяца впечатляют. Если первоначально идею поддержали только шесть банков, то сегодня общественный примиритель работает со 107 кредитными учреждениями и микрофинансовыми организациями, 20 из которых официально присоединились к институту финансового омбудсмена, а остальные продемонстрировали лояльность к нему, решив в той или иной степени проблемы своих клиентов, обратившихся с жалобой к Павлу Медведеву.

Что касается пользы для людей, то, по оценкам сотрудников секретариата омбудсмена, половина из 4 тыс. обратившихся граждан довольна полученными ответами. И это при том, что две трети дел казались изначально безнадежными для рассмотрения.

Еще одна значимая для потребителей деталь - если первоначально омбудсмен разбирал жалобы граждан "стоимостью" до 300 тыс. рублей, то недавно наблюдательный совет при институте финансового омбудсмена принял решение убрать этот "порог". Правда, сам Павел Медведев этот факт не считает важным. "Какая разница - просить справедливости на 3 тысячи или на 3 миллиона? Для меня сумма не играла роли. Но если будет принят закон о финансовом омбудсмене, и его решения станут обязательными для банков, тогда предельный "порог" необходим. Более того, я считаю, что в этом случае наиболее "дорогие" решения должен выносить суд", - прокомментировал Медведев.

Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков, на площадке которой и создан институт финансового омбудсмена, Андрей Емелин отметил, что суд - это крайняя степень недоговоренности между сторонами. И вовсе не факт, что решение, принятое судьей, устроит гражданина больше, чем мирное общение с банком через общественного примирителя. Как-никак, любой судья только читал банковские законы, а омбудсмен Павел Медведев за двадцать лет бессменного депутатства сначала в Верховном Совете, а затем и в Государственной Думе их писал.

И потом, суд - дорогое удовольствие не только для клиента, но и для самого банка. Эксперты АРИЖК называют цифру банковских издержек на один суд с клиентом - 200 тыс. рублей. Дешевле выйдет объясниться через омбудсмена и сохранить для себя и деньги, и лояльность клиента.

Что касается сотрудничества с государством, то "наверху" понимание необходимости института финансового омбудсмена есть, учитывая тот факт, что за год работы периодически поступали жалобы, перенаправленные из администрации президента. А учитывая, что в наблюдательный совет при институте финомбудсмена недавно вошел главный санитарный врач Геннадий Онищенко, снискавший себе репутацию непримиримого "врага" банкиров, у банков есть шансы вести с государством конструктивный диалог относительно защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг.

А главное "признание нужности" прилетело из Всемирной паутины - у финансового омбудсмена появились конкуренты, рекламирующие в Интернете продажу своих услуг по примирению с банками, в то время как настоящий общественный примиритель делает это бесплатно для граждан.

Ссылка на оригинальную публикацию