31.03.2008

Национальный банк «ТРАСТ» совместно с РОМИР-Мониторинг обнародовали консолидированные результаты шести исследований о состоянии и настроениях среднего и малого бизнеса России, проводившихся в течение 2007 года. В целом можно говорить о положительной динамике развития малого и среднего  бизнеса в России.

Исследование, получившее название «ТРАСТ индекс МСБ» (МСБ – Малый и Средний Бизнес), уникально для России. Настроения в среде малого бизнеса отслеживаются в экономически развитых странах уже не одно десятилетие, поскольку его состояние служит индикатором состояния экономики в целом. Индикатор состояния МСБ традиционно в мире называется Индекс состояния Малого и Среднего бизнеса. Он отражает как текущее настроение частных предпринимателей, так и их ожидания по развитию МСБ на ближайшее будущее. Развитие в России малого и среднего бизнеса обусловили актуальность исследования, которое проводится НБ «ТРАСТ» и РОМИР-Мониторинг. Методика составления «ТРАСТ Индекса МСБ» разработана специалистами РОМИР-Мониторинг на основе подхода Мичиганского университета, который был адаптирован для России с учетом экономической ситуации в стране, региональной и отраслевой специфики.

Впервые настроения частных предпринимателей были исследованы в марте 2007 года, далее исследование проводилось с шагом в 2 месяца. Во время исследования в ходе телефонных интервью каждый раз опрашивалось порядка 1000 предпринимателей, отбор участников опроса проводился по всей стране. Выборка делалась согласно трем главным признакам: географическому (охвачено 12 «типичных» регионов России), категориям бизнеса (микробизнес, малый и средний бизнес) и видам экономической деятельности.  В число респондентов вошли представители различных предприятий: от занятых в торговле, производстве потребительских товаров до компаний, оказывающих различные виды услуг  и сервисов. Опрашиваемым задавали пять вопросов: первые два по оценке текущего состояния их бизнеса и рынка, на котором работает компания. Еще три вопроса посвящены ожиданиям в области инвестиций, взаимоотношений с органами власти и перспектив кредитования. Соответственно, Индекс состояния МСБ рассчитывается на основании двух компонентов — индекса текущего состояния и индекса ожиданий. Респонденты давали ответы по пятибалльной шкале: два положительных значения, одно нейтральное и два отрицательных. Значение Индекса может изменяться в пределах от 0 до 200. Индекс равен 200, если все опрашиваемые дают положительные оценки. При 100 единицах доля положительных и отрицательных оценок одинакова, а значение Индекса ниже 100 говорит о преобладании негативных оценок.

По данным первого замера, общий индекс составил 130 пунктов, второго – 140, третьего – 136, четвертого - 142 , пятого – 134, шестого - 142 пункта. Таким образом, сохраняется положительная динамика «ТРАСТ индекса МСБ».

Наибольшие колебания Индекса и наименьшие его значения наблюдались в ходе всего исследования в среде микро-бизнеса. Колебания индекса среди представителей малого бизнеса на протяжении всего периода незначительные, что характеризует стабильное состояние данного сектора рынка. Значительные колебания Индекса – от 138 пунктов в ходе первой волны до 159 пунктов в ходе шестой волны исследования, и наиболее высокие его показатели зафиксированы среди представителей среднего бизнеса.

Как отметила Надия Черкасова, управляющий директор по развитию малого и среднего бизнеса НБ «ТРАСТ», «У представителей всех трех групп (микро-бизнес, малый и средний бизнес) индекс ожиданий всегда существенно ниже, чем индекс текущего состояния. Таким образом, предприниматели постоянно находятся в состоянии тревоги по поводу своего будущего, но при этом бизнес по-прежнему ждет дальнейшего расширения своей деятельности и оценивает текущую ситуацию довольно позитивно. При этом оценка текущего положения тем выше, чем крупнее бизнес». Представители  среднего бизнеса более оптимистично оценивают состояние собственного бизнеса, в первую очередь, благодаря увеличениям объема сектора рынка, на котором работают. По мнению двух третьих опрошенных, объем инвестиций в предприятия среднего бизнеса возрастает. Позитивные тенденции в развитии своего бизнеса отмечают и представители предприятий микробизнеса. В целом, несмотря на колебания Индекса в ходе исследования, наблюдается его повсеместный рост – незначительный в среде микро-бизнеса (от 121 до 128) и малого бизнеса (от 136 до 143) и довольно высокий в среднем бизнесе (от 138 до 159).

Справка о компании:

Ромир – крупнейший холдинг, который специализируется на исследованиях различных рынков и сфер жизни общества. Маркетинговые исследования составляют 95% от общего объёма реализуемых проектов. В ноябре 2007 года Ромир Холдинг и компания «Бизнес Аналитика» создали «RBA Group». Группа включает 29 представительств и совместных компаний, проводит исследования в 15 странах Евразийского пространства, является крупнейшей в России. Ромир использует в своей работе как традиционные, так и инновационные методы исследований, предлагает широкий спектр услуг – от получения базовой информации до построения аналитических моделей.
 
С апреля 2007 года Ромир поддерживает панель домохозяйств (Single Source Panel). SSP – уникальный на российском рынке инструмент, позволяющий в online-режиме получать объективную и верифицированную информацию о покупательском поведении российских потребителей и решать самые сложные маркетинговые задачи.

Ромир обладает развитой исследовательской сетью. В неё входят более 20 филиалов и совместных компаний из основных регионов России и стран Евразийской зоны.

Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских сетей Gallup International, GlobalNR и Worldwide Independent Network (WIN) в России и СНГ.