Банк в СМИ
04.06.2008

КоммерсантЪ, "Пятерочка" доверилась «ТРАСТу»"

Банк покупает 49% омского франчайзи X5 Retail Group

Банк «ТРАСТ» впервые инвестирует в розничную торговлю: вчера он объявил о закрытии сделки по покупке доли бизнеса "Партнер-Ритейла", омского лицензиата сети "Пятерочка" (входит в X5 Retail Group). «ТРАСТ» уже приобрел блокпакет омской сети, а опцион дает ему право увеличить долю до 49%. Стоимость соглашения — около $35 млн. Инвестиции в ритейл могут приносить до 30% годовых, поэтому «ТРАСТ» обещает ежегодно вкладывать в компании этого сектора до $200 млн.

О переговорах между банком «ТРАСТ» (на начало года занимал 50-е место в рейтинге российских банков по размеру собственного капитала с 3,9 млрд руб. и 44-е место по сумме чистых активов с 56,7 млрд руб.) и "Партнер-Ритейлом" "Ъ" писал 31 августа 2007 года. Вчера банк объявил о закрытии этой сделки: блокпакет омской сети был оформлен на него в конце апреля, опцион предполагает увеличение доли до 49% (сроки не раскрываются).

Глава департамента альтернативных инвестиций «ТРАСТа» Михаил Гришакин уточнил, что оператор омской сети "Партнер-Ритейл" совладеет примерно десятью юридическими лицами, работающими в виде ООО и ЗАО. Им принадлежит около 70 продуктовых магазинов под брендами "Пятерочка", "Омский бекон" и "Fresh-маркет". Для сделки была создана новая офшорная компания на Кипре, в уставный капитал которой «ТРАСТ» внес деньги, а владелец "Партнер-Ритейла" Олег Мкртчян — свои розничные активы. "Все внесенные нами средства пойдут в развитие сети",— уточнил господин Гришакин. Олег Мкртчян подтвердил эту схему. Суммы сделки стороны не раскрывают, но источник, близкий к одному из ее участников, говорит, что 49-процентный пакет оценен примерно в $35 млн.

"Партнер-Ритейл" Олега Мкртчяна купил франшизу "Пятерочки" в 2005 году. В 2006 году сеть выросла с 15 магазинов до 50 благодаря покупке двух других омских сетей — "Десятки" и "Омского бекона". Оборот в 2007 году — примерно $125 млн.

Директор департамента слияний и поглощений X5 Retail Group Андрей Гусев ранее говорил "Ъ", что Х5 не запрещает своим фрачайзи привлекать финансовых инвесторов. Компания заявляла, что сама будет выкупать магазины лицензиатов, но выборочно. До последнего времени она делала это не очень активно: в марте выкупила 28 магазинов пермского партнера "Кама-Ритейл", а на прошлой неделе подала заявку в ФАС для покупки крупнейшего франчайзи — волгоградского "Тамерлана".

Для «ТРАСТа» покупка омской сети — первая инвестиция в розничную торговлю, но не последняя, говорит Михаил Гришакин. На этот сектор «ТРАСТ» готов тратить ежегодно $50 млн собственных и еще $150 млн заемных средств. "На эти цифры мы ориентировались до кризиса ликвидности, они могут немного корректироваться в меньшую сторону",— оговаривается банкир. Он объясняет "любовь" к ритейлу его высокой доходностью и возможностями быстрого роста в регионах: "Нас интересуют как продуктовые, так и непродуктовые операторы".

В региональный ритейл уже поверили некоторые российские и западные фонды прямых инвестиций. Например, фонд Виктора Вексельберга Renova Capital в 2006 году купил блокпакет новосибирской сети "Холидей классик", ИФК "Алемар" — 25% кемеровской "Коры". Сейчас эти сети объединились и стали крупнейшим в Сибири ритейлером с оборотом около $600 млн. В прошлом году "Центринвест" Глеба Фетисова купил 85% белгородской сети "Меридиан", чтобы в будущем перепродать стратегу.

Розница традиционно привлекает быстрыми темпами роста (на 13-15% в год), говорит управляющий партнер "Исткоммерц" (владеет 3% ГК "Виктория") Алексей Семенов. "Финансовые инвесторы ориентируются на 25-30% годовых — в ритейле пока это реально, хотя кризис ликвидности снижает эту планку",— рассуждает он.

Господин Семенов считает, что к региональным ритейлерам надо присматриваться внимательно — учитывать логистические возможности, управленческий потенциал и прочее. В частности, вице-президент Renova Capital Михаил Стукало указывает на то, что в Омске маржинальность продуктовых сетей традиционно ниже чем, например, в соседних Новосибирске и Екатеринбурге — на 3-5%. "В этой ситуации «ТРАСТу» надо последить за ассортиментной политикой сети и выработать инвестиционную программу с учетом выхода в другие регионы",— рассуждает он. Собеседники "Ъ" напомнили про неудачный опыт фондов Baring Vostok Capital Partners и Eagle Venture, которые купили более 75% челябинской сети "Незабудка", но так и не смогли окупить свои инвестиции — сейчас сеть на грани банкротства.

Бывшие акционеры розничной сети "Копейка" Сергей Ломакин и Артем Хачатрян стали владельцами 5-7% сети гипермаркетов Modis, торгующих одеждой эконом-класса, рассказал инвестбанкир, знакомый с бизнесменами. Собеседник "Ъ" в Modis подтвердил эту информацию. Сергей Ломакин отказался ее комментировать, однако источник в его окружении знает, что у предпринимателя есть опцион на долю в этой одежной сети. "Еще по 40% Modis — у "Тройки Диалог" и Игоря Сосина (один из основателей DIY-сети "Старик Хоттабыч", совладелец российских магазинов OBI.— "Ъ"), остальное у менеджмента",— добавил он.

Первый Modis был открыт 1 марта 2007 года, а к началу марта 2008 года сеть объединяла уже 32 гипермаркета в 25 городах России.

В начале 2007 года господа Ломакин и Хачатрян продали "Уралсибу" 20% сети "Копейка" примерно за $110 млн. После чего продолжили инвестировать в ритейл — приобрели 25% уральской сети "Монетка" (см. "Ъ" от 9 октября 2007 года) и запустили сеть непродуктовых дискаунтеров Fix Price (см. "Ъ" от 22 февраля 2008 года). Ранее в разговоре с корреспондентом "Ъ" Сергей Ломакин подтверждал особый интерес к рынку одежного ритейла, но о конкретных планах не сообщал.

Cсылка на электронную версию >>